И.Ф. Калачёв
|
ООО «ТТД Татнефть» |
Лениногорск, Россия ttd@tatneft.ru |
Е.В. Ульянов
|
БМЗ ОАО «Татнефть» |
Бугульма, Россия |
А.Н. Меньшаев
|
БМЗ ОАО «Татнефть» |
Бугульма, Россия |
История создания цепных приводов берет начало еще в 30-х годах прошлого столетия, когда 2 октября1933 года в СССР К.К. Риделем была запатентована качалка с длинным ходом, предназначенная для добычи нефти глубокими насосами для сверхглубоких скважин. Её конструкция состояла из деревянной рамы, мачты, нижнего вала, шкива, маховика, шариковых подшипников, нижнего вала, ведущих цепных звездочек, ведомых звездочек,двойных шариковых подшипников, рабочих ведущих звездочек, передвижных звездочек на салазках, подвижного пальца вала, салазок, упорных бабок, грузового ящика (противовеса), крестовины, подъёмной цепи, цепного блока, насосных штанг, опускаемых в трубы.
Итоги
Теперь обслуживать цепной привод стало проще. При проведении ПРС и КРС можно демонтировать часть основания, сам привод перемещается от устья скважины специальным тяговым устройством (рис. 6). Кинематика работы цепного привода: малая частота качаний при равномерной скорости на большей части хода, обеспечивает благоприятный режим эксплуатации глубинно-насосного оборудования (ГНО). На практике этот режим приводит к снижению динамических нагрузок на штанговую колонну, что ведёт к сокращению количества их отказов, а также увеличению коэффициента наполнения насоса - за счёт снижения упругих деформаций на трубы и штанги. Кроме этого, достигнута существенная экономия электропотребления.
Выводы
Результат анализа эксплуатации «проблемного» фонда скважин (до 30 м
3/сут), на которых в ОАО «Татнефть» балансирные аналоги (СК) были заменены на цепные привода ПЦ60 с длиной хода 3 м, показал следующее: • количество подземных ремонтов по причине образования водонефтяной эмульсии снизилось в 3,3 раза; • по причине отказа штанг снизилось в 2,3 раза; • в целом по всем причинам количество ремонтов уменьшилось в 1,5 раза; • межремонтный период работы (МРП) скважин после внедрения на них цепных приводов увеличился в среднем на 465 сут.; • снижение эксплуатационных затрат связанных с ПРС составил 126,8 тыс. руб./ год, экономия электроэнергии составила в среднем 15-20% или 15,8 тыс. руб./год на один привод.